воскресенье, 10 января 2010 г.

Истории музык. произведений исполняемых Вячеславом Шагеновичем



Старинный русский романс

Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры

XIX - начала ХХ века. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли

своего очарования и первозданной свежести и сегодня.

Трудно представить себе людей, не слышавших «Очи черные», «Дремлют плакучие

ивы», «Калитку», «Отцвели хризантемы», «Только раз бывает в жизни встреча»,

«Ямщик, не гони лошадей».

В начале XIX века в дворянских гостиных, музыкальных салонах,

на собраниях литературных кружков исполнялись новые сочинения -

инструментальные миниатюры, арии из опер и, конечно, романсы.

Сочинять и исполнять романсы было модно. Ежегодно издавались так называемые

«Лирические листки» - сборники самых популярных романсов.

Конечно, до нашего времени дошли лишь самые удачные из них.

Авторами романсов были музыканты-любители. Николай Титов был офицером

Семеновского полка, Михаил Яковлев работал в департаменте юстиции.

Авторы бытового романса почти всегда обращались к современной им литературе.

Зарождение романса совпало с золотым веком русской поэзии.

Многие композиторы были сами близко знакомы с выдающимися поэтами своего

времени. Например, Яковлев знал Пушкина, дружил с Кюхельбекером, Дельвигом.

Позднее авторы романсов далеко не всегда руководствовались литературными

достоинствами в выборе текстов, часто находя созвучное настроение в стихах

второстепенных поэтов.

В первой половине XIX века наряду с творчеством Алябьева, Варламова и Гурилева

наибольшим разнообразием и профессионализмом отличалось творчество

Петра Булахова. В его романсах преломляются интонации русской народной и

цыганской песенности. Булахов вырос в семье музыкантов.

Его отец (первый исполнитель знаменитого алябьевского «Соловья») и брат были

оперными певцами. Нелегко сложилась судьба Булахова. Он тяжело болел,

а в последние годы жил из милости в загородном имении графа Шереметьева.

С середины XIX века история русского романса как бы раздваивается.

С одной стороны, городская песня, любительский бытовой романс и ранние

профессиональные романсы привели к появлению классических образцов жанра в

творчестве Глинки, Даргомыжского, а позднее композиторов «Могучей кучки»,

Чайковского и Рахманинова. С другой стороны, бытовой романс продолжил свою

собственную историю. К концу века из дворянских аристократических салонов он

«переселяется» на сцены варьете и ресторанов. Всего один романс мог «вписать»

автора в историю музыки или изменить его судьбу. Так, Николай Харито написал около

пятидесяти романсов, но известность ему принес самый первый из них, написанный

в 1910 году, - «Отцвели хризантемы».

А успех романса «Ямщик, не гони лошадей» позволил его автору, Якову Фельдману,

руководителю оркестра провинциального варьете, перебраться в столицу,

где он сразу же получил заказы на музыку к театральным постановкам.

«Ямщик» был так популярен, что через год после издания, в 1916 году, на его

сюжет был снят фильм!

Мелодии романсов второй половины XIX - начала XX века знают все.

Имена их авторов малоизвестны или неизвестны вовсе. Это неудивительно.

В 1920-х годах романсы были запрещены как «буржуазное явление».

Они не издавались, не исполнялись, в музыковедческих исследованиях исчезли

даже упоминания об авторах бытового романса и их творчестве.

Казалось, жанр будет забыт навсегда. Но, к счастью, этого не случилось.

Конечно, за более чем вековую историю романс менялся, впитывая новые

интонации, подчиняясь новым вкусам. Неизменной осталась его тема -

любовь, робкая или страстная, трагическая или счастливая, несбыточная или давно

прошедшая. Неизменной осталась и любовь к бытовому романсу, в любые времена

он находит своих исполнителей и слушателей.

О. Радвилович, из книги "Антология русского романса.Старинный русский романс.

+ CD". Год выпуска 2007.

Романсы в исполнении Вячеслава Ольховского:

www.olhovsky.ru/ru/creativ/mp3/untitled.php

www.olhovsky.info/audio.php

Комментариев нет:

Отправить комментарий