воскресенье, 10 января 2010 г.
Истории музык. произведений исполняемых Вячеславом Шагеновичем
Старинный русский романс
Старинный русский романс - целый пласт отечественной музыкальной культуры
XIX - начала ХХ века. Мелодии, популярные в те далекие времена, не потеряли
своего очарования и первозданной свежести и сегодня.
Трудно представить себе людей, не слышавших «Очи черные», «Дремлют плакучие
ивы», «Калитку», «Отцвели хризантемы», «Только раз бывает в жизни встреча»,
«Ямщик, не гони лошадей».
В начале XIX века в дворянских гостиных, музыкальных салонах,
на собраниях литературных кружков исполнялись новые сочинения -
инструментальные миниатюры, арии из опер и, конечно, романсы.
Сочинять и исполнять романсы было модно. Ежегодно издавались так называемые
«Лирические листки» - сборники самых популярных романсов.
Конечно, до нашего времени дошли лишь самые удачные из них.
Авторами романсов были музыканты-любители. Николай Титов был офицером
Семеновского полка, Михаил Яковлев работал в департаменте юстиции.
Авторы бытового романса почти всегда обращались к современной им литературе.
Зарождение романса совпало с золотым веком русской поэзии.
Многие композиторы были сами близко знакомы с выдающимися поэтами своего
времени. Например, Яковлев знал Пушкина, дружил с Кюхельбекером, Дельвигом.
Позднее авторы романсов далеко не всегда руководствовались литературными
достоинствами в выборе текстов, часто находя созвучное настроение в стихах
второстепенных поэтов.
В первой половине XIX века наряду с творчеством Алябьева, Варламова и Гурилева
наибольшим разнообразием и профессионализмом отличалось творчество
Петра Булахова. В его романсах преломляются интонации русской народной и
цыганской песенности. Булахов вырос в семье музыкантов.
Его отец (первый исполнитель знаменитого алябьевского «Соловья») и брат были
оперными певцами. Нелегко сложилась судьба Булахова. Он тяжело болел,
а в последние годы жил из милости в загородном имении графа Шереметьева.
С середины XIX века история русского романса как бы раздваивается.
С одной стороны, городская песня, любительский бытовой романс и ранние
профессиональные романсы привели к появлению классических образцов жанра в
творчестве Глинки, Даргомыжского, а позднее композиторов «Могучей кучки»,
Чайковского и Рахманинова. С другой стороны, бытовой романс продолжил свою
собственную историю. К концу века из дворянских аристократических салонов он
«переселяется» на сцены варьете и ресторанов. Всего один романс мог «вписать»
автора в историю музыки или изменить его судьбу. Так, Николай Харито написал около
пятидесяти романсов, но известность ему принес самый первый из них, написанный
в 1910 году, - «Отцвели хризантемы».
А успех романса «Ямщик, не гони лошадей» позволил его автору, Якову Фельдману,
руководителю оркестра провинциального варьете, перебраться в столицу,
где он сразу же получил заказы на музыку к театральным постановкам.
«Ямщик» был так популярен, что через год после издания, в 1916 году, на его
сюжет был снят фильм!
Мелодии романсов второй половины XIX - начала XX века знают все.
Имена их авторов малоизвестны или неизвестны вовсе. Это неудивительно.
В 1920-х годах романсы были запрещены как «буржуазное явление».
Они не издавались, не исполнялись, в музыковедческих исследованиях исчезли
даже упоминания об авторах бытового романса и их творчестве.
Казалось, жанр будет забыт навсегда. Но, к счастью, этого не случилось.
Конечно, за более чем вековую историю романс менялся, впитывая новые
интонации, подчиняясь новым вкусам. Неизменной осталась его тема -
любовь, робкая или страстная, трагическая или счастливая, несбыточная или давно
прошедшая. Неизменной осталась и любовь к бытовому романсу, в любые времена
он находит своих исполнителей и слушателей.
О. Радвилович, из книги "Антология русского романса.Старинный русский романс.
+ CD". Год выпуска 2007.
Романсы в исполнении Вячеслава Ольховского:
www.olhovsky.ru/ru/creativ/mp3/untitled.php
www.olhovsky.info/audio.php
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий