Незнакомка - Роза
Ты - королева и этим все сказано. Любая вечеринка крутится вокруг тебя, все стараются завоевать твое внимание любыми способами и получить хоть мимолетную улыбку с твоих губ. Ты щедрая и веселая, с тобой всегда хорошо, тебя многие любят, но ты знаешь себе цену и не спешишь делать выбор.
Узнай свой цветок!
среда, 11 марта 2009 г.
Кто стучит по батареям? Ваши барабашки!
На Гавайях их называют "менахуны", в Испании -- "дуэнде", в Англии -- "фейри", белорусы почитают "хатников" и "падпечков", поляки -- "хованцев" и "выгорищ", чехи -- "скржитеков" и "рарашеков", в домах у финнов живут "кодин-халтья", у датчан -- "кобольды", в вигвамах у североамериканских индейцев водятся "шводы", в камбоджийских хижинах -- "араки", а у украинцев заправляет "хатнiй дiдко". В Непале считают, что их приходится по двенадцать штук на каждого члена семьи. В Шотландии верят, будто они ходят в коричневых одеждах, а потому и называют их "брауни" (braun - коричневый).
Духи дома... Шкодные, конечно. Вещь какую или сахара кусок стащить, коню гриву в колтун свалять да загнать того коня до смерти -- это их хлебом не корми! Зато если покормишь хлебом, то и по дому управятся, и тому же коню гриву расчешут, и пиво сварят, и от пожара упасут, и доктора приведут, если у бабы роды начнутся, и даже... роман напишут! Писатель Роберт Льюис Стивенсон утверждал, что именно домовые нашептывают ему, спящему, сюжеты произведений. А в источниках XII-XIII веков упоминается домовой, который... велеречиво разглагольствовал на религиозные и церковные темы. Этого духа звали Малекин, он жил в графстве Саффолк (Англия), в доме священника Осборна де Брадуэлла, и, строго говоря, это был не он, а она: Малекин являлся в виде маленькой девочки, одетой в белую рубашку. Поговаривали, будто бы раньше девочка была самой что ни на есть настоящей, из плоти и крови, но феи украли ее у матери и превратили в дух. С тех пор дух скитался по дому Осборна де Брадуэлла и разговаривал со слугами на просторечном саффолкском диалекте, а с самим священником вел церковные диспуты на чистейшей латыни.
Кстати, о латыни и латинянах. Древнеримские духи дома -- лары и пенаты -- тоже ведь домовые! Изначально, впрочем, лары почитались как духи умерших предков, которых, по древнеримским традициям, хоронили прямо во дворе дома. Пенаты же первоначально были божествами кладовых, ответственными за сохранность съестных припасов. Но затем и те, и другие трансформировались в хранителей и покровителей дома и семьи. Недаром ритуалы поклонения этим духам связывали с ритуалами поклонения Весте, богине семьи и домашнего очага. Но помимо "пенатес фамилиарис" (домашних пенатов) существовали еще и "пенатес публиси" (общественные пенаты) -- покровители всего Древнего Рима, а также лары -- хранители тех или иных провинций, границ, дорог и т. д. И поклонение им почиталось делом "государственной важности": отправлением культа ведали ни много ни мало... главы городов и провинций, в честь ларов границ и перекрестков дорог без счета воздвигались алтари и часовни, а раз в год, после зимнего солнцестояния, устраивалось посвященное ларам и пенатам празднество -- Компиталии. К участию в нем, к слову, допускались и свободные граждане, и рабы: Компиталии были самым демократичным праздником Древнего Рима, и, может быть, поэтому они, а значит, и лары с пенатами, были столь популярны и любимы.
Домовые -- существа, конечно, незлые. Но только, если их не злить. В противном случае они и осерчать могут! Брауни, к примеру, разгневавшись, вымазывают стены сажей, а английские фейри и вовсе насылают на людей паралич, ревматизм, рвоту, понос и прочие пренеприятности.
Вот почему во всех культурах, где есть вера в духов дома, есть и ритуалы почитания этих мифических существ. В Западной Европе, например, где домовые на редкость гордые и обидчивые, никогда не критикуют их работу, какой бы скверной она ни была. Но и не захваливают их, не оставляют для них еды вкуснее, чем положено (а положены: медовая коврижка да стакан сливок), -- иначе домовые подумают, что им льстят, что их хотят подкупить, и, обидевшись, сбегут из дома. Кроме того, в Европе ни в коем случае не дарят духам дома одежду, потому что они воспринимают это как указание покинуть жилище.
Как тут не вспомнить уморительного приятеля Гарри Поттера, домовика Добби, который удрал от своих хозяев, семейки Малфоев, когда те швырнули в него носком?!
Кое-где домовым приносили даже самые что ни на есть жертвы. Так, во многих странах при строительстве нового дома под его углами заживо хоронили животных и даже людей (угловые комнаты и квартиры до сих пор считаются приносящими счастье). В Боливии и сейчас в угоду духам дома под фундаментами новых домов зарывают... что бы вы думали?.. еще не рожденный, вырезанный из чрева матери, плод ламы. Нечто похожее, кстати, существовало и на Руси: при строительстве дома под его восточным углом (тем, что с принятием христианства стал "красным") закапывали череп коня или быка.
"Бог ударил кремнем о кремень -- посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень -- посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы". Такую пословицу приводит В.И. Даль.
У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени -- оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином - некошна.
Говорили про домового всякое. Будто он -- начальник над всеми прочими домашними духами: овинником, сарайником, банником, кикиморой запечной, куричьим божком из курятника и жировиком-лизуном, который все больше около снеди отирается и, будучи в дурном настроении, может сожрать все продукты. Еще говорили, дескать, домовой не терпит ветряные мельницы, зеркала, козлов, ссоры, нарушение традиций и тех, кто спит около порога, а также осуждает девушек и женщин, которые ложатся спать голыми.
Люди верили, что младенцы видят домового беспрепятственно, что у бедняков домовой -- лысый, а у богачей - покрыт шерстью, что свой домовой враждует с домовым соседским и что по ночам домовой тому, кто ему нравится, расчесывает и завивает волосы, а того, кого не жалует, колотит.
А еще у русского домового имеются даже... свои именины! Так что 10 февраля -- не только день смерти Пушкина, не только именины всех Ефремов, Исааков, Феодосиев, но и его, домового, именины тоже. В этот день домовому - воля. Он глумится и проказничает, сколько хочет, и унять его можно только лаской: на Руси в этот день специально для домового варили кашу, ставили ее, а также мисочку с молоком на загнетке печи и приговаривали: "Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!" А еще в этот день ни в коем разе не убивали живущих в доме насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни даже тараканов. Иначе, считали, домовой обидится. В наши дни поверий (равно как и суеверий), связанных с домовыми, не стало меньше. Напротив! Считается, к примеру, что в многоэтажках домовые отчего-то предпочитают шестые этажи. И что питаются эти духи, оказывается, человеческими эмоциями, самая "вкусная" из которых -- страх, потому и стращают людей! А разные парапсихологи, силясь хоть как-то разъяснить феномен, еще пуще наводят "монтень на плетень". Пишут, например, что домовые -- это совокупность энергоинформационных полей всех членов семьи и квартиры, в которой семья живет.
"Вызвать" домового можно так:
Встать лицом в самый темный угол в квартире, закрыть глаза и попытаться настроиться на "волну" домового. Очень важно именно не придумать духа дома, а как бы воспринять его образ и имя извне, как данность.
Можно встать, напротив, в центре комнаты, развести руки в стороны, "раскрыть" ладони и, закрыв глаза, медленно вращаться в левую сторону -- до тех пор, пока у одной из ладоней вы не ощутите тепло. Это значит, что дух, как котенок, подошел прямо под вашу руку, и вы даже можете его погладить!
Ровно в полночь произносят заклинание для вызова домового: "Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я. Я принес тебе красно яичко!"
Еще домового "вызывают" письмом: пишут, мол, хозяин в доме вовсе не ты, а я (имярек), и кладут письмецо под кровать. Ночью домовой является для "выяснения отношений".
Наконец домового прикармливают: оставляют на ночь кружку молока, а утром... Утром молоко оказывается нетронутым, но, говорят, у него пропадает энергетика, биополе, ведь домовые съедают как раз таки биополе продуктов, а не сами продукты.
Когда контакт установлен, можно просить домового о помощи:
Если шалит и капризничает ребенок, мама может встать в тот самый темный угол, где состоялось знакомство с домовым, и сказать: "Домовой-домовой, поиграй с моим дитем!" Ребенок после этого должен уняться.
Если же ребенок никак не засыпает, все в том же углу говорятся слова: "Домовой-домовой, успокой мое дитя!"
Если не спится вам самим, лежа в постели, скажите: "Тук-тук, чок-чок, домовой-домовой, повернись на другой бочок!"
Если пропала вещь, привяжите к ножке стула веревочку и скажите: "Домовой-домовой, поиграл и отдай!" Ну, и, разумеется, услуга за услугу: всякий раз, прося о помощи, оставляйте домовому "прикормочку": молоко, печенье, конфетку. По выходкам домового и тем звукам, что он издает, можно судить о его отношении к хозяевам и даже предсказывать будущее:
Невесть откуда появляются синяки -- значит, домовой вас не жалует и по ночам поколачивает.
Бьется посуда, портятся продукты, умирают домашние животные, засыхают цветы - домовой считает, что вы плохо справляетесь с домашними делами.
Домовой словно в трубу дует - жди ссоры или даже судебного разбирательства.
Скачет и смеется -- к радости.
Плачет и охает - к горю.
Воет -- к смерти.
Ну, а чашками-тарелками загремит -- быть пожару.
Самое же распространенное "гадание" состоит вот в чем. Домовой ночью часто садится на грудь человеку и начинает его душить, и вот тут-то человек должен спросить: "К добру или к худу?" Если домовой погладит по лицу теплою и мохнатою рукою да отпустит - к добру. Если погладит холодною и голою, дохнет холодом да придавит еще сильнее - к худу.
Расшалившегося сверх меры домовика унимают так:
Оставляют чашку с зерном или крупой. Домовой ее непременно переворачивает и рассыпает, а потом собирает по крупиночке -- шалить и проказничать становится некогда.
Зарывают перед входом в дом голову или череп козла.
Если домовой лошадиную гриву в колтун свалял, приглашают беременную женщину -- расчесать. Домовой после этого лошадь не трогает.
Еще домового отпугивают молитвами или... матом.
А самое верное средство - схватить и спрятать домовиху. Домовой тогда не только все свои мерзопакостные паскудства оставит, но еще и сундук золота притащит - лишь бы жену вызволить. Эх, знать бы, где ту домовиху искать!..
При переезде на новое место жительства домового непременно приглашают с собой. Для этого, держа в одной руке икону, а в другой -- краюху хлеба с солью, говорят: "Дедушка домовой! Просим твою милость с нами на новожитье. Прими нашу хлеб-соль. Мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты - стороной". Если домового не перезвать, он станет мстить и вредить.
Если вы суеверны от макушки до пяток, можно купить своему домовому домовушку: сувенирные веники-лапти. Или сделать ее самостоятельно.
Домовушка, если она не просто сувенир-украшение, но предмет, имеющий сакральный, мистический смысл, должна выполняться только из натуральных материалов: кожи, лыка, дерева и т.д. За ее основу можно взять тот же веник или лапоть, а, кроме того, деревянную ложку или маленькую циновку из лозы, можно также испечь основу из соленого теста или из холста сшить мешок и начинить его ватой.
На основу крепятся (приклеиваются или пришиваются) различные маленькие предметы: засушенные цветы, колосья, травы, среди прочего рекомендуются лепестки чеснока и листья перца: они отпугивают нечистую силу (будто домовой -- сила "чистая..."). И льняные мешочки, в которые насыпаются мята и другие ароматные травы. И бублики, рогалики, сушки (из соленого теста) -- символ достатка и гостеприимства. И разные ленты с бантиками -- все, чего для домашнего духа не жалко.
Духи дома... Шкодные, конечно. Вещь какую или сахара кусок стащить, коню гриву в колтун свалять да загнать того коня до смерти -- это их хлебом не корми! Зато если покормишь хлебом, то и по дому управятся, и тому же коню гриву расчешут, и пиво сварят, и от пожара упасут, и доктора приведут, если у бабы роды начнутся, и даже... роман напишут! Писатель Роберт Льюис Стивенсон утверждал, что именно домовые нашептывают ему, спящему, сюжеты произведений. А в источниках XII-XIII веков упоминается домовой, который... велеречиво разглагольствовал на религиозные и церковные темы. Этого духа звали Малекин, он жил в графстве Саффолк (Англия), в доме священника Осборна де Брадуэлла, и, строго говоря, это был не он, а она: Малекин являлся в виде маленькой девочки, одетой в белую рубашку. Поговаривали, будто бы раньше девочка была самой что ни на есть настоящей, из плоти и крови, но феи украли ее у матери и превратили в дух. С тех пор дух скитался по дому Осборна де Брадуэлла и разговаривал со слугами на просторечном саффолкском диалекте, а с самим священником вел церковные диспуты на чистейшей латыни.
Кстати, о латыни и латинянах. Древнеримские духи дома -- лары и пенаты -- тоже ведь домовые! Изначально, впрочем, лары почитались как духи умерших предков, которых, по древнеримским традициям, хоронили прямо во дворе дома. Пенаты же первоначально были божествами кладовых, ответственными за сохранность съестных припасов. Но затем и те, и другие трансформировались в хранителей и покровителей дома и семьи. Недаром ритуалы поклонения этим духам связывали с ритуалами поклонения Весте, богине семьи и домашнего очага. Но помимо "пенатес фамилиарис" (домашних пенатов) существовали еще и "пенатес публиси" (общественные пенаты) -- покровители всего Древнего Рима, а также лары -- хранители тех или иных провинций, границ, дорог и т. д. И поклонение им почиталось делом "государственной важности": отправлением культа ведали ни много ни мало... главы городов и провинций, в честь ларов границ и перекрестков дорог без счета воздвигались алтари и часовни, а раз в год, после зимнего солнцестояния, устраивалось посвященное ларам и пенатам празднество -- Компиталии. К участию в нем, к слову, допускались и свободные граждане, и рабы: Компиталии были самым демократичным праздником Древнего Рима, и, может быть, поэтому они, а значит, и лары с пенатами, были столь популярны и любимы.
Домовые -- существа, конечно, незлые. Но только, если их не злить. В противном случае они и осерчать могут! Брауни, к примеру, разгневавшись, вымазывают стены сажей, а английские фейри и вовсе насылают на людей паралич, ревматизм, рвоту, понос и прочие пренеприятности.
Вот почему во всех культурах, где есть вера в духов дома, есть и ритуалы почитания этих мифических существ. В Западной Европе, например, где домовые на редкость гордые и обидчивые, никогда не критикуют их работу, какой бы скверной она ни была. Но и не захваливают их, не оставляют для них еды вкуснее, чем положено (а положены: медовая коврижка да стакан сливок), -- иначе домовые подумают, что им льстят, что их хотят подкупить, и, обидевшись, сбегут из дома. Кроме того, в Европе ни в коем случае не дарят духам дома одежду, потому что они воспринимают это как указание покинуть жилище.
Как тут не вспомнить уморительного приятеля Гарри Поттера, домовика Добби, который удрал от своих хозяев, семейки Малфоев, когда те швырнули в него носком?!
Кое-где домовым приносили даже самые что ни на есть жертвы. Так, во многих странах при строительстве нового дома под его углами заживо хоронили животных и даже людей (угловые комнаты и квартиры до сих пор считаются приносящими счастье). В Боливии и сейчас в угоду духам дома под фундаментами новых домов зарывают... что бы вы думали?.. еще не рожденный, вырезанный из чрева матери, плод ламы. Нечто похожее, кстати, существовало и на Руси: при строительстве дома под его восточным углом (тем, что с принятием христианства стал "красным") закапывали череп коня или быка.
"Бог ударил кремнем о кремень -- посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы. Черт ударил кремнем о кремень -- посыпались лешие, домовые, русалки, яги-бабы". Такую пословицу приводит В.И. Даль.
У русского человека отношения с домовым, мягко говоря, сложные. Даже как называть домового, толком не знали. Одни считали, что звать-величать его следует только по имени -- оно у каждого домового свое. Другие, напротив, уверяли, что дух на имя злится, и придумывали эвфемизмы: дедко, хозяин, доможил, доброхот, суседушка, кормилец, батанушка, сам, а коли не ладит с хозяином - некошна.
Говорили про домового всякое. Будто он -- начальник над всеми прочими домашними духами: овинником, сарайником, банником, кикиморой запечной, куричьим божком из курятника и жировиком-лизуном, который все больше около снеди отирается и, будучи в дурном настроении, может сожрать все продукты. Еще говорили, дескать, домовой не терпит ветряные мельницы, зеркала, козлов, ссоры, нарушение традиций и тех, кто спит около порога, а также осуждает девушек и женщин, которые ложатся спать голыми.
Люди верили, что младенцы видят домового беспрепятственно, что у бедняков домовой -- лысый, а у богачей - покрыт шерстью, что свой домовой враждует с домовым соседским и что по ночам домовой тому, кто ему нравится, расчесывает и завивает волосы, а того, кого не жалует, колотит.
А еще у русского домового имеются даже... свои именины! Так что 10 февраля -- не только день смерти Пушкина, не только именины всех Ефремов, Исааков, Феодосиев, но и его, домового, именины тоже. В этот день домовому - воля. Он глумится и проказничает, сколько хочет, и унять его можно только лаской: на Руси в этот день специально для домового варили кашу, ставили ее, а также мисочку с молоком на загнетке печи и приговаривали: "Хозяин-батюшка, прими нашу кашу! И ешь пироги, наш дом береги!" А еще в этот день ни в коем разе не убивали живущих в доме насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни даже тараканов. Иначе, считали, домовой обидится. В наши дни поверий (равно как и суеверий), связанных с домовыми, не стало меньше. Напротив! Считается, к примеру, что в многоэтажках домовые отчего-то предпочитают шестые этажи. И что питаются эти духи, оказывается, человеческими эмоциями, самая "вкусная" из которых -- страх, потому и стращают людей! А разные парапсихологи, силясь хоть как-то разъяснить феномен, еще пуще наводят "монтень на плетень". Пишут, например, что домовые -- это совокупность энергоинформационных полей всех членов семьи и квартиры, в которой семья живет.
"Вызвать" домового можно так:
Встать лицом в самый темный угол в квартире, закрыть глаза и попытаться настроиться на "волну" домового. Очень важно именно не придумать духа дома, а как бы воспринять его образ и имя извне, как данность.
Можно встать, напротив, в центре комнаты, развести руки в стороны, "раскрыть" ладони и, закрыв глаза, медленно вращаться в левую сторону -- до тех пор, пока у одной из ладоней вы не ощутите тепло. Это значит, что дух, как котенок, подошел прямо под вашу руку, и вы даже можете его погладить!
Ровно в полночь произносят заклинание для вызова домового: "Хозяин, стань передо мной, как лист перед травой: ни черен, ни зелен, а таким, каков я. Я принес тебе красно яичко!"
Еще домового "вызывают" письмом: пишут, мол, хозяин в доме вовсе не ты, а я (имярек), и кладут письмецо под кровать. Ночью домовой является для "выяснения отношений".
Наконец домового прикармливают: оставляют на ночь кружку молока, а утром... Утром молоко оказывается нетронутым, но, говорят, у него пропадает энергетика, биополе, ведь домовые съедают как раз таки биополе продуктов, а не сами продукты.
Когда контакт установлен, можно просить домового о помощи:
Если шалит и капризничает ребенок, мама может встать в тот самый темный угол, где состоялось знакомство с домовым, и сказать: "Домовой-домовой, поиграй с моим дитем!" Ребенок после этого должен уняться.
Если же ребенок никак не засыпает, все в том же углу говорятся слова: "Домовой-домовой, успокой мое дитя!"
Если не спится вам самим, лежа в постели, скажите: "Тук-тук, чок-чок, домовой-домовой, повернись на другой бочок!"
Если пропала вещь, привяжите к ножке стула веревочку и скажите: "Домовой-домовой, поиграл и отдай!" Ну, и, разумеется, услуга за услугу: всякий раз, прося о помощи, оставляйте домовому "прикормочку": молоко, печенье, конфетку. По выходкам домового и тем звукам, что он издает, можно судить о его отношении к хозяевам и даже предсказывать будущее:
Невесть откуда появляются синяки -- значит, домовой вас не жалует и по ночам поколачивает.
Бьется посуда, портятся продукты, умирают домашние животные, засыхают цветы - домовой считает, что вы плохо справляетесь с домашними делами.
Домовой словно в трубу дует - жди ссоры или даже судебного разбирательства.
Скачет и смеется -- к радости.
Плачет и охает - к горю.
Воет -- к смерти.
Ну, а чашками-тарелками загремит -- быть пожару.
Самое же распространенное "гадание" состоит вот в чем. Домовой ночью часто садится на грудь человеку и начинает его душить, и вот тут-то человек должен спросить: "К добру или к худу?" Если домовой погладит по лицу теплою и мохнатою рукою да отпустит - к добру. Если погладит холодною и голою, дохнет холодом да придавит еще сильнее - к худу.
Расшалившегося сверх меры домовика унимают так:
Оставляют чашку с зерном или крупой. Домовой ее непременно переворачивает и рассыпает, а потом собирает по крупиночке -- шалить и проказничать становится некогда.
Зарывают перед входом в дом голову или череп козла.
Если домовой лошадиную гриву в колтун свалял, приглашают беременную женщину -- расчесать. Домовой после этого лошадь не трогает.
Еще домового отпугивают молитвами или... матом.
А самое верное средство - схватить и спрятать домовиху. Домовой тогда не только все свои мерзопакостные паскудства оставит, но еще и сундук золота притащит - лишь бы жену вызволить. Эх, знать бы, где ту домовиху искать!..
При переезде на новое место жительства домового непременно приглашают с собой. Для этого, держа в одной руке икону, а в другой -- краюху хлеба с солью, говорят: "Дедушка домовой! Просим твою милость с нами на новожитье. Прими нашу хлеб-соль. Мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты - стороной". Если домового не перезвать, он станет мстить и вредить.
Если вы суеверны от макушки до пяток, можно купить своему домовому домовушку: сувенирные веники-лапти. Или сделать ее самостоятельно.
Домовушка, если она не просто сувенир-украшение, но предмет, имеющий сакральный, мистический смысл, должна выполняться только из натуральных материалов: кожи, лыка, дерева и т.д. За ее основу можно взять тот же веник или лапоть, а, кроме того, деревянную ложку или маленькую циновку из лозы, можно также испечь основу из соленого теста или из холста сшить мешок и начинить его ватой.
На основу крепятся (приклеиваются или пришиваются) различные маленькие предметы: засушенные цветы, колосья, травы, среди прочего рекомендуются лепестки чеснока и листья перца: они отпугивают нечистую силу (будто домовой -- сила "чистая..."). И льняные мешочки, в которые насыпаются мята и другие ароматные травы. И бублики, рогалики, сушки (из соленого теста) -- символ достатка и гостеприимства. И разные ленты с бантиками -- все, чего для домашнего духа не жалко.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)