воскресенье, 24 января 2010 г.

Прекрасный принц"

Я вот все думала, почему на меня не производят впечатления рождественские истории "о прекрасных принцах". И поняла вдруг - потому что все эти идеальные "прекрасные принцы" мне всю жизнь были глубоко фиолетовы.

Когда мне было 15 лет, я увидела своего "прекрасного принца" на старой сцене театра на Таганке. Конечно, я и до этого слышала и любила песни Владимира Высоцкого. Но тогда, в феврале 1978 года, случилась не встреча с любимым актером, автором замечательных песен - случилась встреча с мужчиной, который на всю жизнь стал для меня эталоном. И единственно возможным "прекрасным принцем", можно сказать. Этот принц был так же далек от идеальных героев девичьих грез о женском, семейном счастье, как его песни от всех этих "Кто тебе сказал, нууу ктоооо тебе сказаааал, кто придумал, что тебя я не люблю". И так же недосягаем!)))

Но вот прошло 30 лет, и Владимир Семенович Высоцкий для меня по-прежнему идеальный мужчина и "прекрасный принц". И я очень благодарна ему за те уроки, которые я получила от него, и за ту помощь, которую он оказывал мне на протяжении жизни. Сколько раз было так: непростая ситуация, неоднозначный человек и непонятно, как надо поступать и как оценивать то, что происходит вокруг. И вдруг в голове сама собой всплывает какая-нить строчка Высоцкого, и все - ты точно знаешь, что надо делать так и только так.

В отличии от многих поклонниц Высоцкого я с искренней симпатией и уважением отношусь к марине Влади. С интересом и доверием читала ее книгу "Прерванный полет". Вот, например, ее описание их свадебного путешествия на теплоходе Грузия и свадьбы, устроенной друзьями в Тбилиси:

"В старом Тбилиси мы празднуем наше бракосочетание, состоявшееся в Москве всего за полчаса. Здесь нам устраивают настоящую старинную свадьбу. Женщины в черном суетятся в большом зале. Все тончайшие блюда грузинской кухни стоят на столах в серебряных подносах. Здесь и душистые травы, расставленные букетами, и маринованный чеснок, и лобио, и сациви, во дворе жарят шашлыки - все благоухает.

Мы сидим в торце стола, оба в белом, и держимся за руки.

- Пусть сколотят ваш гроб из досок, сделанных из дуба, который мы сажаем сегодня, в день вашей свадьбы.

Каждому наливают вина в коровий рог. Стаканы из старинного хрусталя здесь только для воды. Рог вмещает четверть литра вина. Поскольку его нельзя поставить, надо пить до дна. Я подчиняюсь, ты же подносишь рог к губам и движением, которое будет повторяться в течение нескольких часов застолья, передаешь его рослому парню, стоящему позади тебя. Он выпивает вино и кладет рог на поднос, который ему протягивает пожилая женщина, обносящая гостей. Второй тост следует за первым:

- Пусть ваши праправнуки не найдут ни одного билета, даже на черном рынке, чтобы попасть в театр на ваши спектакли!

Приносят роги побольше. Я стараюсь выпить все, но не могу и в свою очередь передаю вино молодому человеку, стоящему за мной. Гости же пьют по традиции до дна, и никто не уходит из-за стола. Угощение роскошно, тосты бесконечны.

Ты видишь, как много могут выпить люди и при этом не потерять достоинства. Мы подсчитали потом, что каждый из гостей выпил за вечер литров по десять вина. Наши ангелы-хранители стоят сзади, допивают за нами вино и не едят, вызывая в тебе удивление и восхищение. Когда к концу вечера ты неловким движением задеваешь стол, падает его выдвижная часть и разбивается дорогая посуда, мы просто не знаем, куда деваться от стыда. В ответ на наши смущенные извинения хозяин дома широким жестом смахивает на пол всю стоявшую перед ним посуду. Потом по-королевски дает распоряжение снова накрыть стол. Из кухни приносят мясо, дичь, пироги. Тамада говорит:

- Тем лучше, начнем сначала.

Пир продолжается. В зале шумно и весело. Вдруг один из гостей громко спрашивает:

- Забудем ли мы выпить за нашего великого Сталина?

За столом воцаряется нехорошая тишина. Грузинская интеллигенция жестоко пострадала при Сталине, и, если некоторые люди относятся к нему с ностальгическим -восхищением, хозяин дома, как и мы сами, считает его самым настоящим преступником.

Я беру тебя за руку и тихо прошу не устраивать скандала.

Ты побледнел и белыми от ярости глазами смотришь на того человека. Хозяин торжественно берет рог из рук гостя и медленно его выпивает. И сильный мужской голос вдруг прорезает тишину, и за ним вступает стройный хор. Пением, точным и редкостным многоголосьем эти люди отвечают на упоминание о проклятых годах: голоса сливаются в звучную и страстную музыку, утверждая презрение к тирану, гармония мелодии отражает гармонию мыслей. Благодаря врожденному такту этих людей случайному гостю не удалось испортить нам праздник, и мы все еще сидим за столом, когда во дворе начинает петь петух.

Самый удивительный подарок мы получаем, открыв дверь нашей комнаты. Пол устлан разноцветными фруктами.

Записка в два слова приколота к роскошной старинной шали, брошенной на постель: «Сергей Параджанов». Сережа, которого мы оба нежно любим, придумал для нас эту сюрреалистическую постановку. Стараясь не слишком давить фруктовый ковер, мы падаем обессиленные, и я тут же засыпаю, завернувшись в шелковистую ткань шали." (Марина Влади "Прерванный полет")

Завтра Владимиру Семеновичу исполнилось бы 72 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий